Рязанской областной Думе – 30 лет
В марте 2024 года исполняется 30 лет со дня образования Рязанской областной Думы. Работа регионального парламента неразрывно связана с новейшей историей становления и развития России. Областная Дума начала свою деятельность в период серьезных перемен в общественной и политической жизни страны. В это время происходило формирование современных демократических институтов по принципу разделения властей. За три десятилетия региональный парламент успешно прошел несколько этапов развития. Каждый новый созыв Думы наращивал и совершенствовал правовую базу для устойчивого функционирования всех сфер жизнедеятельности, укрепления экономического потенциала, повышения социальной защищенности населения. За период работы (с 1994 года по н.в.) Рязанской областной Думой было принято почти три с половиной тысячи законов.
РОД I созыв (1994-1997 гг.)
Преобразование представительной власти в Рязанской области было проведено в соответствии с новой Конституцией России. Первые выборы в областную Думу состоялись 27 марта 1994 года. Уже в апреле 1994 года 12 депутатов приступили к исполнению своих обязанностей. Председателем Рязанской областной Думы I созыва был избран Михаил Филиппович Косиков.
Рабочая группа начала работу над Уставом Рязанской области. В первые годы практически половина принятых областных законов была направлена на создание правовой базы для организации государственной власти в области и становления местного самоуправления. Значительную долю составило бюджетно-налоговое законодательство. Также были определены основные направления аграрной политики, заложен фундамент будущего Социального кодекса, разработаны нормативные акты, направленные на правовое обеспечение социальных гарантий и защиту прав граждан.
РОД II созыв (1997-2001 гг.)
Депутатский корпус второго созыва избран 30 марта 1997 года. До 36 было увеличено количество мест в региональном парламенте. Председателем Рязанской областной Думы избран Владимир Николаевич Федоткин.
В состав Думы впервые вошли представители разных партий. К законотворческой деятельности активно привлекалась общественность, изучался опыт коллег из других регионов. В 1998 году был принят Устав Рязанской области, доработано региональное избирательное законодательство.
Во втором созыве депутаты заложили основы парламентского контроля за расходованием бюджетных средств, создав Счётную палату Рязанской области. Совершенствовалась бюджетно-налоговая нормативная база, был принят закон об инвестиционной деятельности на территории области. Утвержден целый блок социальных законов, в том числе по таким направлениям, как защита населения от заболеваний социального характера, лекарственное обеспечение, физическая культура и спорт.
РОД III созыв (2001 – 2005 гг.)
Выборы в региональный парламент прошли 25 марта 2001 года. Председателем Рязанской областной Думы III созыва был избран Владимир Николаевич Федоткин.
В этот период активно развивалось налоговое законодательство, был принят региональный закон о едином налоге на вмененный доход. Опыт Рязанской областной Думы в данном направлении изучался в профильном комитете Государственной Думы РФ. В числе первых субъектов Рязанская область в феврале 2005 года ввела дифференцированные выплаты ежемесячных пособий на детей — в зависимости от их количества в семье.
Значительное внимание депутаты областной Думы третьего созыва уделили вопросам государственного устройства и местного самоуправления, финансово-бюджетного, земельного и жилищного законодательства, господдержки предпринимательства, АПК, эффективности управления областной собственностью, законодательному обеспечению инвестиционной привлекательности региона.
РОД IV созыв (2005 – 2010 гг.)
С 2005 года выборы в региональный парламент стали проходить по смешанной системе: 18 депутатов избирались по округам, 18 — по спискам политических партий. В соответствии с новым порядком 20 марта 2005 года была сформирована Рязанская областная Дума IV созыва. Председателем избран Владимир Карпович Сидоров.
Депутаты сконцентрировали свое внимание на совершенствовании и развитии регионального законодательства. В новой редакции был принят Устав Рязанской области и законы, обеспечивающие правовую основу деятельности органов местного самоуправления, определившие статус и границы новых муниципальных образований, круг их полномочий.
Важной вехой стало принятие законов о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе в Рязанской области. В этот период были заложены законодательные условия для реализации национальных проектов и областных целевых программ, утверждены Инвестиционная программа области, Концепция развития промышленной политики области, Градостроительный кодекс.
РОД V созыв (2010 – 2015 гг.)
14 марта 2010 года были избраны 36 депутатов Рязанской областной Думы V созыва. Председателем избран Аркадий Васильевич Фомин.
В целях повышения качества законотворческой деятельности создан высший совещательный орган – Совет областной Думы, в состав которого вошли руководители четырех думских фракций партий: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Для координации деятельности депутатов различных уровней при областной Думе сформирован Совет председателей представительных органов муниципальных образований. В практику было введено проведение «правительственного часа», а также интернет-трансляция всех заседаний Думы в режиме реального времени.
Продолжилась работа по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства. Начиная с 2012 года, областной бюджет принимается на трехлетний период. Значительное внимание депутаты уделяли законодательной поддержке института семьи: были приняты законы о региональном материнском капитале и бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям.
Летом 2010 года из-за лесных пожаров в регионе был введен режим ЧС. Ситуация требовала оперативной разработки законодательных мер. Областная Дума одной из первых среди субъектов Федерации приняла нормативные акты по предоставлению компенсаций и социальных гарантий жителям, внесла изменения в Закон «Об агропромышленном комплексе Рязанской области», позволившие поддержать аграриев.
РОД VI созыв (2015 – 2020 гг.)
Рязанская областная Дума VI созыва была сформирована по результатам выборов, состоявшихся 13 сентября 2015 года. В нее вошли 36 депутатов. Председателем избран Аркадий Васильевич Фомин.
В период деятельности регионального парламента была завершена работа над Социальным кодексом, законодательно закреплено сохранение региональных льгот людям предпенсионного возраста, расширен список получателей бесплатной юридической помощи, принят закон о волонтерских организациях, утверждена сохранная норма для прожиточного минимума, обеспечена поддержка экономики и людей, потерявших заработок из-за ограничительных мер в период пандемии.
Депутатский корпус на законодательном уровне решал задачи по созданию условий для выполнения национальных проектов, повышению эффективности бюджетных расходов, развитию цифровой экономики, расширению возможностей органов местного самоуправления. В регионе стали активнее использовать механизмы льготного налогового регулирования. Была снижена налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей, социально ориентированные некоммерческие организации, созданы условия для легализации труда самозанятых граждан, разработан комплекс преференций инвесторам, которые вкладывают средства в создание и модернизацию производств. Были расширены возможности общественного контроля, создан Общественный совет при Рязанской областной Думе.
РОД VII созыв (2020 – по н.в.)
Выборы в Рязанскую областную Думу VII созыва состоялись 13 сентября 2020 года. В связи с увеличением количества избирательных округов в Устав области были внесены изменения, в соответствии с которыми депутатский корпус теперь состоит из 40 парламентариев. В Думу VII созыва впервые были избраны представители семи политических партий: «Единая России», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», «За Правду», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Новые люди». Впоследствии партии «Справедливая Россия» и «За Правду» объединились в одну. Председателем областной Думы был избран Аркадий Васильевич Фомин.
Депутатами VII созыва за три с половиной года было принято 402 закона. Современные вызовы: испытание пандемией, беспрецедентное санкционное давление – потребовали от парламентариев оперативного законодательного реагирования. В непростых условиях удалось принять своевременные решения для поддержки экономики и граждан. Был утвержден целый блок законов, способствующих сохранению предпринимательской активности, росту доходов областного бюджета, развитию социально значимых и приоритетных отраслей. В региональное законодательство неоднократно вносились изменения, предусматривающие введение налоговых каникул для малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки, расширялся перечень видов деятельности, при осуществлении которых возможно применение патентной системы налогообложения или нулевой налоговой ставки. Были реализованы меры по стимулированию экспортной деятельности, созданию наиболее привлекательных условий для инвесторов, организации в регионе новых производств.
Важнейшей задачей для депутатов Рязанской областной Думы VII созыва является оказание помощи участникам СВО. Большой пакет мер был подготовлен на федеральном уровне, Рязанская областная Дума также приняла ряд законов, устанавливающих дополнительные региональные инструменты поддержки. В законодательной повестке регионального парламента свое отражение нашли и вопросы улучшения демографической ситуации. В 2023 году был принят закон о единовременной выплате при рождении ребенка на территории Рязанской области. Многодетные семьи получили право на предоставление денежной компенсации вместо положенного им земельного участка. До 2028 года был продлен срок действия регионального материнского капитала, расширены направления его использования. Депутаты также вносили корректировки в законодательство, касающееся совершенствования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, которая внедряется в регионе с 2018 года. Отдельное внимание уделяется решению проблемы дефицита кадров в сельской местности. Парламентарии поддержали законопроект о бесплатном предоставлении земельных участков специалистам сферы образования и здравоохранения, работающим в сельских населенных пунктах. В пять раз – до 500 тыс. руб. – был увеличен размер пособия для молодых специалистов-аграриев.
Одним из приоритетных направлений деятельности остается депутатский контроль за использованием бюджетных средств, за объектами, которые строятся и ремонтируются в рамках национальных проектов, по программе поддержки местных инициатив. Еще одна составляющая – это работа с гражданами. Каждый депутат ведет прием как в Думе, так и в избирательном округе, в приемной делегировавшей его политической партии.
У регионального парламента выстроено конструктивное взаимодействие с Правительством Рязанской области, органами местного самоуправления, Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ, общественными организациями. Предложения по ключевым вопросам формируются с участием депутатов муниципального уровня, Совета председателей представительных органов и Молодежного парламента.
В своей работе депутаты ориентируются на задачи, которые обозначает в Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Владимир Владимирович Путин, на обращения и инициативы жителей региона, доверивших им представлять в Думе свои интересы.